Берлинская Мадонна Сандро Боттичелли

Создание полотна «Берлинская Мадонна» относят к периоду около 1477 года. Оригинальное изображение можно увидеть в Государственном музее в Берлине. Произведение флорентийского живописца представляет собой тондо, отличающееся круглой компоновкой. Сюжетное составляющее полотна довольно насыщенно и может рассматриваться как перегруженное фигурами и плотностью письма.

Мадонна с Младенцем окружены ангелами. Подобное окружение создаёт двойную композицию, объединяет пространственную форму. Непроницаемая, точно служащая для защиты, собранность ангелов вокруг Мадонны наподобие лучам, исходящим от солнца, замыкает ощущение тепла и направляет потоки света. Веточка лилии у каждого из ангелов выступает важным композиционным элементом. Прорисовка цветка лилий в дополнение к основному белому тону напоминает золотое свечение растительных прожилок. Ощущение нарастающей яркости белого цвета лилий усиливается изображением их на фоне ясных небесных оттенков. 

Непосредственная светлота рисунка сохраняется вокруг цветов и образов ангелов. Небольшое сгущение красок происходит при направлении к верхней части полотна, где на золотом фоне изображена корона как будто явление из других высших пространств. От короны расходится едва заметная лучистая энергия. Эти лучи-линии словно линии силы растворяются в каждом картинном фрагменте. Словно золотистые крупицы рассыпаны в прядях волос, одежде, светящихся лицах. 

Боттичелли предельно детализировано выписывает образы ангелов и в первую очередь центральную фигуру Мадонны. Прорисован каждый локон, складки ткани, а главное – рисунок рук – точный, совершенный, живой. Нет ни одной схожей по фактуре материи или наброска складок. Каждая линия неповторима, строга и композиционно важна. В живописной манере Боттичелли совместимы многосложность и простота цвета. Контрастные оттенки распределены таким образом, что самым активным живописным пятном на полотне оказывается образ Младенца и большая, непоколебимая в материи глубокого тёмно-синего цвета фигура Мадонны. Единая гамма синего, белого и золотого упорядочивает художественный ритм, усиливает ощущение движения, сменяемости форм внутри тондо. Фигуры ангелов на первый взгляд застыли в общем молитвенном слове. Но и в их облике проявлен тот же ритм. А само «дыхание» полотна идёт через испускаемый лилиями свет. 

Среди «светоносных» образов лилий выписан лик Мадонны. Мы как будто видим её дыхание в этих открытых красках, создающих рисунок лица и шеи. Это не холодная, кипенно-белая мраморная бледность. Это трепещущее биение и тонкое дыхание. Именно дыхание – это жизнь. Такое простое и понятное, но незаметно и незримо сохраняющее в нас тепло жизни. 

Форма тондо действует как функция «приближения», запечатлевая подобно иконе единый лик. Положение фигур, движения рук и взгляда на полотне хранит нерезкость, безмятежность, неуловимость. При этом есть что-то пронзающее во взгляде ангела по левую сторону от Мадонны, в его наклоне головы, чёрно-белой резкости одежд. Есть, пожалуй, глубокая серо-голубая задумчивость в глазах Мадонны. Эти образы великие, они причастны тайнам неба и неразгаданность их будет и должна быть в их чертах.

0

Автор публикации

не в сети 9 часов

electrongalery

3
Комментарии: 1Публикации: 1132Регистрация: 22-02-2019

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *