Как фотографу с помощью специальных приёмов передать авторский смысл в снимке

Композиция в фотографии, не важно, сюрреалистической, реалистичной или абстрактной, строится на одном принципе. К изображению нельзя ничего прибавить, и из него нельзя ничего изъять без потери качества, целостности и смысла. Вот основной закон композиции. Сколько бы ни существовало школ в изобразительных искусствах, законы композиции практически всегда были неизменны.

Секреты репортажной (не постановочной) съёмки

Художник рисует картины годами, а фотографы часто фиксируют момент реальности, который выхвачен из жизни. Композицию при этом приходится строить мгновенно, и важнейшую роль здесь играют интуиция и опыт. Профессионалы спортивной и анималистической съёмки тщательно изучают поведение своих моделей, заранее зная, в каком месте встать (или где установить экшн – камеру или фотоловушку). 

Но для того, чтобы повысить шансы на успех, во-первых, нужно пользоваться автоматической фокусировкой на движущемся объекте и серийной съёмкой, а во–вторых, оттачивать своё умение строить кадр до автоматизма. Именно этот автоматизм играет важную роль при создании кадра.

Сюжетно – важный композиционный центр, детали и формат

В отличие от живописи, где в некоторых стилях девушка может служить, по сути, лишь живым узором и декорацией, в реалистичных фотографиях важно не только как изображено, но и то, что изображено. В композиции фотографии, как и в композиции профессионального коллажа в фотошоп, должен быть главный по смыслу элемент, причём в фотографии он может быть не один. 

На снимке есть силовые точки, образующиеся на пересечении гармоничных линий «по третям», и лучше всего помещать доминанты и важные акценты, а также линию горизонта именно по ним. Однако самая важная точка – пересечение третей сверху слева, ведь именно с неё человек начинает осмотр фотографии, двигаясь в начале к правой точке по горизонтали, а затем по диагонали в левую нижнюю, а потом – в правую нижнюю точку. 

Представители народов, читающих справа – налево (японцы), смотрят фотографии в обратном направлении. В зависимости от того, изображены ли предметы, протяжённые в высоту или в ширину, выбирается вертикальный или горизонтальный формат (это верно и для живописных полотен). Следует помнить, что кадрирование относится ко всем трём измерениям фотографии, в том числе и к глубине. За глубину в фотографии отвечает диафрагма, регулирующая глубину резкости.

Сюжетно важный композиционный центр, как и доминанта в живописи может быть организован с помощью выделения элемента по каким либо отличительным признакам (хотя бы по одному). В фотографии это может быть направленный на модель или предмет свет, тогда как всё остальное в полутени, ритм, из которого выбивается лишь один предмет – доминанта, а также размеры. Иногда сюжетно важный композиционный центр организуют на стыке двух различных по цвету или светотени областей.

Некоторые приёмы фотографии

Фотографы пользуются особыми приёмами, чтобы подчеркнуть идею и эстетические свойства фотографии. Это, например, приём «часть целое» что в случае с людьми означает – «личность — толпа». В архитектуре этот приём может быть реализован, если снять узор или другую деталь на переднем плане, а на заднюю поместить целое здание в том же стиле. Также часто фотографами используется приём иронии, когда события представляются в забавном виде, раскрывающем глубокий авторский замысел. 

Таким образом, получаются фотографии с двойным смыслом. Также используется приём подобия по форме (у моделей – часто – по изображаемым эмоциям). Например, палатки походников, похожие на горы на заднем плане. Часто при съёмке архитектуры используется ракурс. Ракурс – это задуманное автором сокращение длины, ширины, высоты предмета. Это понятие следует отличать от выбранной точки съёмки – это немного разные вещи.

Фотография – это такое же искусство, как и живопись, и, несмотря на кажущуюся «объективность» фотоаппарата, на самом деле все фотографии субъективны, ведь в них – отражение личности создавшего их мастера. Но в любом случае, кроме эмоций требуется владение правилами съёмки, если фотограф хочет, чтобы его снимки не стыдно было показать, хотя бы в инстаграме, не говоря уже о профессиональных выставках.

0

Автор публикации

не в сети 3 часа

electrongalery

3
Комментарии: 1Публикации: 1132Регистрация: 22-02-2019

2 комментария к “Как фотографу с помощью специальных приёмов передать авторский смысл в снимке”

  1. Я вот думаю, с бурным развитием технологий, которое мы сейчас наблюдаем, репортажная фотосъёмка станет совсем упрощённой. Достаточно везде поставить хорошие камеры. А затем останется лишь выбрать удачный кадр. Подобное актуально для пешеходных переходов и даже тротуаров улиц в больших мегаполисах. Много человеческих лиц, фигур, движений и даже происшествий. Всё это будет попадать автоматически в кадр.

    1
  2. А вот сюжетно – важный композиционный центр, форма и детали меня очень заинтересовали. Довольно интересно, только вот знать и изучать все эти законы композиции, композиционный центр, сама организация компазиционного центра в произведениях, наверное, довольно сложна, хотя результат действительно этого стоит! Выходит действительно невероятно завораживающий снимок.

    1

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *