«Маха одетая» и «Маха обнаженная» Франциско Гойя

Картины знаменитого испанского художника Франсиско Гойя вызвали в свое время немало скандалов и споров. Несмотря на то, что обнаженная натура на полотнах великих художников мало кого могла шокировать на рубеже 18-19 веков, особенно если это касалось изображений богов. Однако просвещенное испанское общество оказалось не готово восторгаться прелестями обычных земных женщин и мужчин. Поэтому знаменитая «Маха обнаженная» наделала немало шума.

P00742A01NF2008 001

В Испании 18 века махами обычно называли обычных простолюдинок-кокеток. И хотя большинство считали их обычными горожанками из бедных семей, все же более справедливо называть этим именем жительниц городских трущоб Мадрида. Для испанцев они являлись олицетворением женской красоты и романтизма, и вместе с тем являлись воплощением необузданного и яркого испанского темперамента и чувства собственного достоинства. Поэтому, большинство искусствоведов сходятся во мнении, что на полотнах Гойи изображены не просто красивые женщины, а собирательный национальный образ испанки 18 века.

Первоначально портрет махи был задуман как анонимный, поскольку в те времена строгие пуританские нравы Испании не позволяли изображать обнаженное тело, если сюжет не касался библейских или мифологических мотивов. Да инквизиция следила за строгостью нравов, оказывая непосредственное влияние даже на искусство. Поэтому при создании картины Гойя сознательно шел на нарушение закона. Именно поэтому он пишет двойник картины с названием «Маха одетая».

До настоящего времени не сохранились обстоятельства создания «Махи обнаженной». Однако считается, что заказал подобную картину некто Мануэль Годой, приближенный королевской четы Испании. Поскольку держать в доме подобного рода картины было небезопасно даже для королевского фаворита, была написана одетая версия и в обычные дни закрывала собой обнаженный вариант картины. При помощи хитрого механизма верхняя картина с одетой женщиной поднималась вверх, открывая взору удивленной публики полотно с эротической сценой.

Однако, несмотря на все ухищрения картина сомнительного содержания была обнаружена инквизицией, и королевский фаворит предстал перед судом. Годой не стал отпираться и сдал имя художника. Инквизиция обвинила Франсиско Гойя в безнравственном поведении, а его произведения были названы неприличными и несущими угрозу всему испанскому обществу. К счастью, этим все и закончилось и каких-то более серьезных последствий удалось избежать.

Скандалы вокруг знаменитой картины продолжались и в раскрепощенном 20 веке, даже когда шедевры Гойи приобрели статус всемирного наследия. Неимоверный скандал разгорелся в 30-х годах 20 века, когда в честь столетней годовщины со дня смерти Гойи была выпущена серия почтовых марок, состоящая из трех реплик картин художника. Одной из них была «Маха обнаженная». Ревнители морали не только в Испании, но и по всему миру обвинили создателей марок в растлении детей, увлекающихся филателией. Делался упор на тот факт, что перед тем как приклеить марку, изображение необходимо облизывать.

Интересный факт: в конце 1930 года Департамент США наложил запрет на всю почтовую корреспонденцию с подобными марками. По распоряжению департамента все письма, имеющие марки с махами, следовало изымать и отправлять обратно адресату.

0

Автор публикации

не в сети 4 часа

electrongalery

3
Комментарии: 1Публикации: 1132Регистрация: 22-02-2019

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *