Начало идеологического контроля и цензуры в культуре СССР в 20-30 годы

Начало идеологического контроля

После практически полной свободы первых десяти-двенадцати лет после революции, к концу 20х годов Советская власть распространяет на эту сферу государственный контроль. Произошел ряд изменений, были реформированы органы, отвечающие за управление культурой. Отдельные отрасли культуры руководились специальными «комитетами». Развитие культуры, как и всех остальных сфер жизни общества, должно было происходить с оглядкой на принятые пятилетние планы. Вопросы о том, в какую сторону двигаться в сфере культуры, обсуждались на заседаниях различных органов власти. Советская культура должна была продвигать идею классовой борьбы и соответствовать идеалам социалистического общества.

Наука. Образование.

Огромное значение отводилось трудам по ликвидации таких общественных явлений, как малограмотность и безграмотность населения. Культурный и образовательный уровень советских людей должен был быть значительно повышен по сравнению с тем, что имелось. Обязательным для всех стало считаться начальное образование (четыре класса). Открывались десятки тысяч новых школ, средних и высших профессиональных учебных заведений. Индустриализация страны, развитие производства требовало появления большого количества квалифицированных, образованных кадров. С этой целью людям надо было дать образование, притом всеобщее, доступное и в то же время высокого качества. Создавались также различные НИИ, активное развитие получили отдельные отрасли науки. 

Творческая жизнь.

Всякое искусство после революции стало рассматриваться прежде всего как инструмент классовой борьбы пролетариата против буржуазии. Кроме того, оно стало средством для воспитания нового типа человека, просвещения народа и его направления на борьбу с негативными явлениями в обществе. Искусство должно было демонстрировать преимущества устанавливаемого в государстве социалистического строя против побежденного капиталистического. 

Значительно возросло количество литературных и художественных вообще объединений. Но постепенно стал происходить обратный процесс, они сливались в один Союз (писателей, композиторов, художников..), полностью регулируемый государством. Подчинение любого творчества и искусства строгому регламенту несколько сдерживало, но не уничтожало развития этой сферы жизни. 

Продолжали создаваться великие, гениальные произведения. Главным, и, по большому счету, единственным одобряемым творческим стилем стал социалистический реализм. Он распространялся на все направления искусства, в этом стиле писали книги и картины. Работы в этом стиле были призваны показать величие революции, революционных идей, советской власти и народа. Все разнообразие стилей, форм и методов Серебряного века постепенно стало признаваться нежелательным, очень многие произведения были признаны классово неверными, нежелательными, буржуазными. 

Активно развивалась цензура в сфере искусства. За нежелательные мысли, демонстрируемые в произведениях, можно было получить запрет на публикации в официальных источниках, а затем и вовсе высылку из страны и даже тюремный срок. Разумеется, были строго запрещены любые антисоветские высказывания в литературе. Излишняя демонстрация отрицательных сторон жизни советского общества также все сильнее запрещалась, пока не стала нелегальной в принципе.

Подводя итог, можно сказать, что в это время культура переживала как положительную, так и отрицательную динамику развития. Какие-то меры, вводимые властью, как всеобщее образование, влияли на нее положительно, какие-то, как цензура, отрицательно.

0

Автор публикации

не в сети 2 дня

electrongalery

0
Комментарии: 0Публикации: 1116Регистрация: 22-02-2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *