Почему художник Кустодиев Борис писал дам с округлыми формами, а взял в жены худую Юлию Прошинскую

Кустодиев Борис Михайлович родился в 1878 году в Астрахани. Закончил Императорскую Академию художеств. Творчество художника довольно разнообразно. Он работал в таких жанрах как портрет, бытовая и жанровая сцена, книжная иллюстрация. Так же он занимался театральными декорациями.

Несмотря на то, что мастер завоевал любовь публики сразу после окончания Академии, всегда находились те, кто критиковал его творчество. Работы художника можно назвать своеобразной мишенью для критиков изобразительного искусства, ведь ни один мастер того времени не привлекал их внимание, как Кустодиев, потому что он постоянно оглядывался на искусство передвижников. Молодые критики, которые только начали осваиваться в мире вульгарной социологии, повесили на художника ярлык «последнего певца кулаков и купцов». Думаю вряд ли они вообще понимали, что происходит)

Хотя зная Илью Репина, его тоже можно отнести к данной категории мастеров. Его тоже любили поругать футуристы.

Тяга Кустодиев к неоклассицизму дала о себе знать. Он шёл наперекор модному в начале двадцатого века модернистскому искусству с его авангардными течениями, и вместо того, чтобы писать портреты тонких, изысканных барышень с их томными взглядами, декадансом и идеальным стилем, он выбирает крупнотелых купчих и крестьянок в качестве натурщиц, которые явно были далеки от эталонов и стандартов красоты начала прошлого столетия.

Есть мнение, что таким образом художник пытался уйти от реалий жизни революционной России, когда в сложный для страны период 1917 — 1920 гг. он писал картины, которые больше напоминали фантазийные сны, в которых все ещё оставалось место для патриархальных, старых укладов. Благодаря полотнам Кустодиева мы можем увидеть какой была та жизнь: весёлые гулянья, красочные наряды, поволжские крестьяне и мещане, церковные праздники.

Борис Михайлович написал целую серию с изображением купчих, которые пьют чай. Названия картин просты: «Купчиха за чаем». На них дамы по русской традиции пьют чай из блюдца. Стол накрыт богато и сервирован дорогой посудой: фрукты, самовар, сдоба. Позади открывается чудный пейзаж с церковными куполами и террасой соседского дома, где так же идёт чаепитие.
Борис Михайлович написал целую серию с изображением купчих, которые пьют чай. Названия картин просты: «Купчиха за чаем». На них дамы по русской традиции пьют чай из блюдца. Стол накрыт богато и сервирован дорогой посудой: фрукты, самовар, сдоба. Позади открывается чудный пейзаж с церковными куполами и террасой соседского дома, где так же идёт чаепитие.

Сейчас мастера называют русским Рубенсом. Мне это звание не по душе. Да, в какой то степени это так, но только из — за пышных барышень. Картины имеют явные отличительные черты. Рубенс — это барокко с его интеллигентными дворянскими чертами и достоинствами, а Кустодиев — символ настоящей русской души, тёплой и уютной. Пусть с ноткой гротеска и иронии, но его картины родные.

Со своей женой Юлией Борис Михайлович познакомился в 1900 году, когда отправился в Костромскую губернию для того, чтобы создавать этюды. В этом же году они и поженились. Юлия следовала за мужем повсюду, как верная жена декабриста. Кустодиев не любил женщин с округлыми формами в реальной жизни, и поэтому выбрал в жены стройную барышню. Но за всю жизнь написал всего несколько её портретов, одним из которых был их семейный, где они обедают на крыльце дома.

Позже Борис на обратной стороне полотна напишет свое знаменитое произведение «Русская Венера», которая станет достоянием российского изобразительного искусства. На картине в качестве модели будет позировать дочь Бориса.

С женой Юлией 1903 год
С женой Юлией 1903 год

Почему же Кустодиев писал полных купчих и русских красавиц, а в жены взял худощавую Юлию Прошинскую? Ответ очень прост: «Худые женщины на творчество не вдохновляют.» Именно так однажды он ответил на этот вопрос. Жаль, что ныне все совсем наоборот: для художников, модельеров, композиторов, главными музами становятся девушки модельной внешности.

0

Автор публикации

не в сети 2 дня

electrongalery

3
Комментарии: 1Публикации: 1132Регистрация: 22-02-2019

2 комментария к “Почему художник Кустодиев Борис писал дам с округлыми формами, а взял в жены худую Юлию Прошинскую”

  1. С творчеством Кустодиева я знакома давно. Не скажу, что являюсь поклонницей таланта этого художника, но работы его мне нравятся. Они милые и какие-то уютные что ли, женщины на них изображены розовощёкие, счастливые и внешне очень даже привлекательные. Я бы сказала, что написаны они с любовью и с некоторым восхищением, а вот в жёны художник почему-то взял не такую русскую красавицу со своих полотен, а стройную девушку. Возможно, что он любил и худых, и не очень худых, а вот писать ему было интересно дамочек погабаритнее. Он художник, он так видел и нам сейчас трудно понять почему.

    0
  2. Любопытное изречение, о прямом взаимодействии творчества и пышных женских форм. Думаю, знаменитый мастер не был до конца откровенен с публикой. А в душе ему нравились полные женщины. У мужчин такое бывает. Волею судьбы живёт с худенькой, а мечтает быть рядом с полной. Что же касается его картин с купчихами, то на них даже кот выглядит упитанным. Арбуз подчёркивает округлые формы.

    0

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *