Примерные результаты эволюции авангардизма в двадцатом столетии

Можно констатировать, что самыми общими результатами эволюции авангардизма в двадцатом столетии были:

во-первых, «распредмечение» искусства — как в смысле «аннигиляции» предметов, воспроизводимых в произведении, так и в смысле ликвидации предметной формы самого художественного произведения, которое лишается отныне своей собственной — имманентной — «структуры» и превращается в «воздействующее построение», существующее только так, как воспринимает его публика в данный момент;

во-вторых, намеренное огрубление средств воздействия на публику, при котором ликвидируется как различение между эстетически допустимыми и эстетически недопустимыми (противоречащими требованиям художественного вкуса) средствами воздействия, так и определенная — ценностно ориентированная — иерархия этих средств;

в-третьих, лишение художественных средств их качественного своеобразия и низведение их на один общий уровень нервно-физиологических и психофизиологических «раздражителей», где действительным оказывается чисто количественный критерий их оценки — критерий большей или меньшей «силы переживания», большего или меньшего «эмоционального накала» безотносительно к смыслу и содержанию этих переживаний и эмоций.

В итоге «импульсы» («раздражения»), посылаемые тем, что раньше называлось художественным произведением, а теперь и в самом деле может именоваться не иначе как «воздействующее построение», оказываются ориентированными уже не на «личностный» (связанный с отнесением к единству «я», с эстетической, нравственной и т. д. оценкой) уровень эмоций, а на их элементарно-физиологический, то есть внеличностный, анонимный уровень.

А на этом уровне:

1) один человек уже не может быть отличен от другого (в собственно человеческом, культурно-историческом, духовном смысле);

2) индивидуум уже не способен установить свободное, опосредованное его «ценностными ориентациями» (культурой, эстетической, этической, философской и т. д. рефлексией) отношение ни к источнику, «импульсатору» нервно-физиологических раздражений — «воздействующему построению», ни к вызванному им потоку собственных ощущений и переживаний;

3) индивид — в силу первого и второго обстоятельств — теряет какую бы то ни было возможность дать — даже не собственно эстетическую, а какую бы то ни было вообще — оценку происходящего с ним, тем менее — вне его: на экране, на сцене, на плоскости «картины» и прочее. Ведь речь идет, в конечном счете, об «импульсах», вызывающих процессы, не поднимающиеся на уровень сознания, а протекающие непосредственно в сфере «пред-» или «подсознания».

0

Автор публикации

не в сети 1 день

electrongalery

3
Комментарии: 1Публикации: 1132Регистрация: 22-02-2019

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *