Секрет «Русской Венеры» Бориса Кустодиева

«Русская Венера» — пожалуй, одна из самых известных картин русского художника Бориса Кустодиева. Образ богини в данном контексте представляет собой гимн женской красоте, воплощенный в образе простой русской женщины: здоровой, пышнотелой, дородной, с густой копной золотистых волос. Глядя на картину, у зрителя не возникает сомнений, что перед ним изображение именно Венеры, богини красоты. Не случайно художник изобразил ее именно в русской бане, обилие пышной пены и радужных пузырьков подтверждают эту догадку. Подобно тому, как античная Венера родилась из морской пены, русская богиня рождена из банной пены. 

Картина была написана художником в послереволюционные годы, когда были довольно большие проблемы с приобретением нового холста и красок. Поэтому новая картина была создана на обороте другой, изображающей семейную идиллию на даче. Первая картина изображала семью самого художника и его друзей, проводивших время за дружеской беседой на даче Кустодиевых. С левой стороны художник написал сам себя, сидящего за самоваром, рядом хлопочет его жена Юлия и двое малолетних детей: сын и дочь. Интересным моментом является то, что на обороте этой картины он написал свою русскую Венеру, прообразом которой стала его повзрослевшая дочь. Временной промежуток между двумя картинами составляет двадцать лет. Таким образом, на одной стороне изображена годовалая дочь Ирина, а на другой она же, только спустя несколько лет.

Однако, маловероятно, что художник просил дочь позировать обнаженной, для образа Венеры взяты только черты ее лица. В качестве модели ему позировала некая Елена Николаева, специально приглашенная модель, в подтверждение этой версии сохранились множественные эскизы к картине. И только когда Кустодиев начал писать окончательный вариант картины маслом, он пригласил любимую дочь Ирину. К слову, образ дочери проходит практически через все творчество художника: любимая дочь и любимая модель. Кроме того, в том же году, когда была написана «Русская Венера», он написал и портрет дочери в синем платье. 

История создания картины полна занимательных подробностей. Например, мыльные пузыри в бане Кустодиев писал с живой натуры. Однако нежные пузыри настолько быстро таяли, что художник не успевал их написать. Поэтому он одной рукой взбивал мыльную пену, а другой писал ее на холсте. Не менее интересная история произошла и с веником, которым обнаженная девушка прикрывается. Времена тогда были довольно тяжелые, и раздобыть настоящий банный веник было нелегким делом. Поэтому модель позировала с линейкой. И только потом, когда настоящий веник был, наконец, найден, художник добавил эту деталь на уже готовое полотно. 

Поскольку оборотная сторона картины была обнаружена совсем недавно, и представляет собой довольно хорошо сохранившееся полотно, его выставляют таким образом, чтобы зритель мог увидеть обе стороны картины. В настоящее время уникальная двойная картина выставляется в Нижегородском художественном музее.

0

Автор публикации

не в сети 56 минут

electrongalery

3
Комментарии: 1Публикации: 1132Регистрация: 22-02-2019

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *