Как появился стрит-арт?

Паблик-арт (англ. Public art — «публичное искусство») относится к виду искусства, объекты которого создаются художниками для публикации в городской среде. Первоначально официально санкционированными объектами паблик-арта являлись памятники и скульптуры. В настоящее время паблик-арт предполагает не столько пассивное любование, сколько интерактивное взаимодействие со зрителем — таковыми могут быть уличные перфомансы, театральные выступления, другие художественные акции, а граффити как искусство стрит-арта, вероятно, наиболее яркое его проявление. 

Стрит-арт (англ. Street art — «уличное искусство») — изобразительное искусство, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический стиль. Основной язык стрит-арта — граффити, а также плакаты, трафареты, различные скульптурные инсталляции, наделенные актуальной идеей художника, которая может быть альтернативой «городским высказываниям» (рекламе, вывескам, плакатам). 

Известно, что первое появление граффити связано с событиями 1942 года, произошедшими в США, когда в годы Второй мировой войны рабочему из Детройта по имени Килрой пришла мысль: подписывать каждый ящик с бомбами «Kilroy was here» («Килрой был здесь»). Эту идею с радостью восприняли солдаты в Европе и продолжили, подписывая уцелевшие от авианалетов стены. В 1950-1960 годах в Филадельфии появляются первые граффити в виде подписей. Художник Korn Bred совместно с Cool Erl и Top Cat создают серию росписей стен. Это явление послужило началом всплеска городской художественной активности в Филадельфии и впоследствии перекинулось на Нью-Йорк и другие города США, а затем и Европы, положив начало новому направлению в уличном искусстве — граффити. 

Филадельфия по праву считается мировым музеем граффити, скульптур и монументальных росписей под открытым небом. Двигаясь по городу пешком, пройдя десятки кварталов, можно увидеть и рассмотреть историю Америки и ее живую жизнь, изображенную художниками в картинах на городских фасадах, окнах, мостах и даже тротуарах. 

Граффити — показатель городской активности. Наибольшую популярность на Западе получил скандально известный райтер под псевдонимом Бэнкси — английский андеграундный художник-граффитчик, политический активист и режиссер, который неизменно работает без разрешения муниципалитетов, часто использует для скорости трафареты и никогда не подписывает свои работы, но легко узнаваем по стилю. 

Часто современный художник оказывается в ситуации, когда отсутствует какой-либо муниципальный заказ на монументальные проекты в городской среде, а молодым авторам хочется выразить себя. К тому же всегда существует дефицит свободы художника от галерей и музеев, реализации его права на свободное высказывание в публичной среде, когда даже незначительный художественный жест превращается в заметное масштабное высказывание. 

В России первый заметный паблик-арт — проект «Агитация за искусство» — состоялся в конце 90-х в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Ижевске, Тольятти. В рамках этого проекта были изготовлены по эскизам художников и расклеены по городу листовки формата А4, напечатанные в два цвета на ризографе. Идея проекта заключалась в самопрезентации художника через собственную оригинальную идею, возможность высказаться о себе, рекламировать себя. Способ реализации такого высказывания заключается в том, что проект должен был быстро разворачиваться и быстро сворачиваться, а такую возможность дали идеи и многолетний опыт технологий малобюджетного стрит-арта. 

Наши города похожи своими проблемами: в них много деградированных городских пространств, разряженная городская среда, уродство промышленных зон, однообразие окраин и спальных районов. Новые городские монументы часто имеют развлекательный характер — миленькие, веселенькие. Люди ведь всегда готовы развлекаться. 

Альтернатива такому подходу — развитие человеческого сознания жителей мегаполисов через проекты паблик-арта, в которых свежесть художественных концепций, актуальность тем, использование необычных материалов дают тот диапазон, в котором для художников открывается возможность работать в контексте городской культуры. 

Основные принципы современного паблик-арта: инновационность, привязка к городскому ландшафту, разнообразие и интерактивность.

Оставить комментарий

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о