Гелий Михайлович Коржев

Художник Коржев – порождение эпохи. Его работы отражают идеалы и стремления народа, воспитанного советской диктатурой.

Гелий Михайлович родился в Москве в 1925 году. Еще не оправившись от потрясений, люди строили новую, как им казалось, счастливую жизнь. Неиссякаемый патриотизм, жажда действий, иллюзия собственной значимости – все эти свойства советского человека были привиты детям нового мира. Очевидно, понимание того, как далек этот мир от собственных идеалов, и сформировало почерк Коржева.

Картины Коржева суровы. Ярких красок будто вовсе нет, а есть только грязь и глина. Будучи талантливым портретистом, Гелий Михайлович уделял особое внимание морщинам на лицах своих героев. Акцентируя внимание зрителя на поджатых губах, вздувшихся венах, мозолистых руках, он писал тех, кто привык бороться за свои идеалы и за мирное будущее.

Адам Алексеевич и Ева Петровна

Беседа

Биография Коржева похожа на руководство для юных карьеристов. Его жизнь – это череда подъемов без падений. В начале войны юный воспитанник художественной школы был эвакуирован в Башкирию, где продолжал обучение. В 1944 поступил в институт им. Сурикова. Вскоре женился и провел в счастливом браке многие годы, пережив супругу всего на 5 лет.

Закончив обучение, сразу начал преподавать, параллельно участвуя в выставках. Благодаря рекомендациям друзей был принят в союз художников, где позже занимал руководящую должность. Несмотря на закрытый режим в стране, регулярно совершал творческие командировки в другие страны, и на удивление редко его маршруты повторялись.

Блудный сын

Гелий Михайлович отмечал, что война внесла коррективы в творчество современников. Идеализировать коммунизм стало не так уж модно, художниками завладел суровый реализм. Ярким примером послевоенного творчества Коржева стал триптих «Опаленные огнем войны». На первой картине солдат, лишенный глаза – «Следы войны». Вторая работа «Мать» — портрет женщины в темной шали, закрывшей часть лица рукой; в каждой ее черте только боль и безысходность. Третья картина «Уличный певец» знакомит зрителя с еще молодым мужчиной в темных очках. Он играет на аккордеоне и поет, чтобы получить милостыню, а фоном ему служит типичный советский узор в бело-красных тонах. Послевоенные работы Коржева пропитаны горем, в них нет места надежде и высоким целям.

Уличный певец/Следы войны/Мать

Следующим потрясением для страны стала Перестройка. Коржев, будучи обладателем многих титулов и наград, а также постоянным участником всесоюзных выставок, чутко реагирует на смену настроения людей. В свет выходит цикл работ «Тюрлики». Это невероятно уродливые и комичные существа, плетущие интриги и уничтожающие все, что дорого советскому человеку. Почерк художника также меняется. На смену карандашу и мелкам приходит масло, линии четкие, цвета перестают смешиваться в серую массу, появляются яркие акценты.

Из серии «Тюрлики» картина — «Голубой огонёк» 

В последние десятилетия жизни Коржев собирает награды и звания охапками. Однако, продолжает творить и преподавать живопись. Основной темой становятся библейские сюжеты. Для воспитанного в атеизме художника здесь нет противоречий, ведь христианская парадигма страданий и лишений идеально накладывается на российскую реальность 20-го века.

Внучка солдата

Лишённые рая

В библейском цикле Коржев не описывает привычные сюжеты. Он показывает людей, лишенных рая. Их руки снова покрыты мозолями и сеточками вздутых вен, лица суровые и уставшие. В чертах легко угадываются персонажи военных и послевоенных работ автора. Картина «Пророк» изображает старца с покрытой головой и заплечной сумкой явно не библейских времен. Его рот открыт в страдальческом крике, глаза устремлены вдаль, а ноги непропорционально широкие.

Пророк 

В этот период из картин окончательно исчезают гуашь, мелки и акварель. Остается только масло. При этом четкость линий, абсолютно не характерная для ранних работ, стала обязательным атрибутом каждой картины. Неизменным на протяжении лет остается одно – размытый, неясный фон, часто слишком темный.

Гелий Михайлович умер в 2012 году в Москве. Его родные организовали фонд, задача которого – сохранение творческого наследия художника.

https://zen.yandex.ru/media/zjivopis/socrealizm-ot-predstavitelia-surovogo-stilia-v-jivopisi-geliia-mihailovicha-korjeva-5d0e08b9a003db00affe2562

Автор: electrongalery

Оставить комментарий

Войти с помощью: 
avatar
  Подписаться  
Уведомление о